1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом №
273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 13
декабря 2024 года, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27
июля 2022 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом
дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение определяет основные цели, задачи и структуру программы
дополнительного образования детей в ДОУ, регламентирует организацию деятельности,
порядок принятия и утверждения дополнительной программы, порядок приема на обучение
по дополнительным образовательным программам, устанавливает требования к оформлению
программы, права и обязанности педагога дополнительного образования, а также контроль,
документацию и отчетность.
1.3. Дополнительное образование - это целенаправленный процесс воспитания и
обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания
дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в
интересах человека, общества, государства.
1.4. Дополнительное образование воспитанников дошкольного образовательного
учреждения направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой
деятельности.
1.5. Дополнительное образование в ДОУ осуществляется в соответствии со
следующими принципами:
•
свободный выбор воспитанниками дополнительных образовательных программ
в соответствии с их интересами, склонностями и способностями;
•
многообразие дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих
разнообразные интересы детей;
•
непрерывность дополнительного образования, преемственность
дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в
процессе освоения; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;
•
творческое сотрудничество педагогических работников и воспитанников
дошкольного образовательного учреждения, сохранение физического и психического
здоровья детей.
1.6. Дошкольное образовательное учреждение организует реализацию
дополнительного образования (далее - кружков и студиях) в целях наиболее полного
удовлетворения образовательных потребностей воспитанников и их родителей (законных
представителей).
1.7. Занятия в кружках не могут быть организованы взамен или в рамках
образовательной деятельности (образовательной программы дошкольного образования) и
осуществляются на платной основе.
1.8. Руководство деятельностью кружков возлагается на специалистов и воспитателей,
которые определены в приказе заведующего дошкольным образовательным учреждением.
1.9. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» к занятию
педагогической деятельностью в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях
не допускаются иностранные агенты.
1.10. Данное Положение распространяется на педагогов дошкольного
образовательного учреждения, осуществляющих дополнительное образование
воспитанников, а также на членов администрации, выполняющих функции контроля качества
реализации дополнительных образовательных программ.
1.11. Программа составляется педагогическим работником дошкольного
образовательного учреждения. Контроль полноты и качества реализации Программы
осуществляется заведующим и заместителем заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
2. Основные цели и задачи программы дополнительного образования
2.1. Основной целью программы дополнительного образования является –
формирование единого образовательного пространства ДОУ для повышения качества
образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих
средах.
2.2. Дополнительная программа должна быть направлена на решение следующих
задач:
•
на обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического
воспитания детей;
•
формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
•
удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном
развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
•
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья воспитанников;
•
адаптацию воспитанников дошкольного образовательного учреждения к жизне
в обществе;
•
выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также детей,
проявивших выдающиеся способности;
•
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых за пределами федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования.
2.3. Содержание программы дополнительного образования должно соответствовать:
•
достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и
социальной сферы, российским традициям.
•
соответствующему уровню общего образования — дошкольное образование;
•
направленностям дополнительных общеразвивающих программ (технической,
естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой,
социально-педагогической);
•
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах
обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности).
2.4. Приоритеты:
•
организация образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное
развитие личности воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
•
активизация творчества педагогических работников с помощью
стимулирования педагогического поиска;
•
коррекция и формирование физически и психически здоровой личности;
•
развитие у ребенка интереса к произведениям национального искусства с целью
ознакомления с духовной культурой народов Российской Федерации.
2.5.Ожидаемые результаты:
•
личность воспитанника ДОУ, адаптированная к взаимодействию с внешней
средой, к обучению в общеобразовательной школе, вобравшая в себя совокупность всех
формируемых качеств и умений;
•
личность, интересующаяся достижениями мировой культуры, российскими
традициями, культурно-национальными особенностями региона;
•
личность ребенка, проявляющая любознательность, стремящаяся к познанию и
творчеству, ориентированная на интеллектуальное и духовное развитие;
•
личность ребенка, психически и физически здоровая, эмоционально
благополучная.
3. Организация деятельности
3.1. Занятия в кружках и студия проводятся два раз в неделю во второй половине дня,
не допускается проводить занятия кружков и студий за счет времени, отведенного на прогулку
и дневной сон.
3.2. Для оказания дополнительных услуг в ДОУ создаются необходимые условия в
соответствии с действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН), требованиями
по охране труда педагогических работников и безопасности здоровья детей.
3.3. В начале каждого учебного года во всех группах детского сада проводится
подготовительная работа по изучению спроса родителей (законных представителей) на
разные виды дополнительного образования, рекламная деятельность, показ открытых
мероприятий.
3.4. Запись в кружки и студии проводиться по выбору детей и согласуется с их
родителями (законными представителями), допускается посещение нескольких кружков.
3.5. Продолжительность образовательной деятельности в кружках и студиях
определятся учебным планом, расписанием занятий по дополнительному образованию.
3.6. Направления деятельности кружков и студиях определены с учетом запросов
родителей на дополнительное образование и возможностями педагогического состава ДОУ.
Определены следующие направления:
3.6.1. Художественно-эстетической направленности
Задачи:
•
развивать у детей эстетическое восприятие;
•
формировать эстетической культуру и вкус, интерес и любовь к
высокохудожественным произведениям искусства.
•
развивать художественно-эстетические способности детей;
•
формирование способности произвольно пользоваться полученными
представлениями, окружающими особые проявления в художественно-эстетической области,
активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность произведений
изобразительного искусства;
•
развитие интереса к образцам национального искусства с целью ознакомления с
духовной культурой других народов;
•
приобщение к народному, классическому и современному искусству,
формирование интереса и любви к пению и изобразительному искусству, развитие творческих
способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
•
формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту, на
досуге и в творческой деятельности;
•
создание социально-культурной пространственной развивающей среды,
способствующей эмоциональному благополучию воспитанников;
•
организация выставок работ, композиций, концертов и выступлений детей и
родителей (законных представителей) воспитанников.
3.6.2. Физкультурно-оздоровительной направленности
Деятельность этого направления строиться на основе интересов детей и родителей
(законных представителей) и включает всевозможные направления
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Посещение детьми секций физкультурно-оздоровительного направления способствует
укреплению их здоровья, повышению работоспособности, выносливости, гибкости, силы,
быстроты, ловкости, повышению нравственных качеств.
Основная цель деятельности спортивных секций этого направления - воспитание у
детей ДОУ устойчивого интереса и потребности к систематическим занятиям физкультурой,
спортом, к здоровому образу жизни.
Задачи:
•
укрепление и сохранение здоровья с помощью систематических занятий в
спортивных секциях;
•
организация здорового досуга детей и родителей;
•
проведение спортивных соревнований, физкультурных праздников;
•
динамический контроль основных двигательных и коммуникативных качеств.
3.6.3. Социально-педагогической направленности
Основная цель деятельности кружков познавательного направления - создание и
внедрение системы мер, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры
современного общества.
Деятельность кружков в рамках социально-педагогической направленности
предполагает основные задачи:
•
формирование творческого начала в системе познавательного развития
дошкольников;
•
обеспечение коммуникативной компетенции в межкультурном общении и
взаимодействии в процессе освоения родного языка, его культуры;
•
развитие коммуникативных навыков, коррекция речевых нарушений.
3.7. В рекламную деятельность включается доведение до родителей (законных
представителей) достоверной информации о целях и работе детских кружков в детском саду.
Информация содержит следующие сведения:
•
уровень и направленность реализуемых дополнительных образовательных
программ и сроки их освоения;
•
перечень дополнительных образовательных услуг;
•
перечень лиц, непосредственно оказывающих дополнительные услуги, их
образование, стаж, квалификация и др.
3.8. По требованию родителей (законных представителей) предоставляются для
ознакомления:
Устав дошкольного образовательного учреждения;
Лицензия на осуществление образовательной деятельности и другие
документы, регламентирующие организацию образовательного процесса дошкольного
образовательного учреждения;
адрес и телефон Учредителя дошкольного образовательного учреждения.
3.9. Заведующий ДОУ издает приказ об организации дополнительных образовательных
услуг..
Приказом утверждаются:
•
кадровый состав и его функциональные обязанности;
•
перечень дополнительных услуг и порядок их предоставления
•
рабочая программа дополнительного образования, включающая
перспективно-тематическое планирование на основе соответствующих программ и методик.
•
стоимость обучения по дополнительны общеобразовательным услугам.
3.10. В рабочем порядке заведующий рассматривает и утверждает:
•
расписание занятий;
•
при необходимости, другие документы.
3.11. Дополнительные услуги определяются на учебный год, зависят от запросов детей
и их родителей (законных представителей). Приём воспитанников в кружки осуществляется
на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.
Источник:
https ://ohrana-t ryda.com/node/ 2205node/
3.12. Дополнительное образование оказываются в нерегламентированное время во
вторую половину дня (после сна). Место оказания услуг определяется в соответствии с
расписанием в кабинетах, музыкальном и спортивном зале.
3.13. Комплектование кружков проводится педагогом дошкольного образовательного
учреждения в течение 10 дней. Численный состав кружков может быть уменьшен при
включении в него воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
3.14. Наполняемость групп в ДОУ для дополнительных занятий определяется в
соответствии с видом дополнительной услуги.
3.15. Содержание занятий предоставляемого дополнительного образования не должно
дублировать образовательную программу дошкольного образовательного учреждения,
должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
3.16. Занятия начинаются не позднее 01 октября и в соответствии с выполнением
программ и планов.
3.17. Расписание занятий составляется администрацией ДОУ и предусматривает
максимальный объём недельной нагрузки во время занятий, пожеланий родителей и
установленных санитарно-гигиенических норм. Расписание занятий утверждается
заведующим дошкольным образовательным учреждением.
3.18. Каждый воспитанник дошкольного образовательного учреждения имеет право
заниматься в нескольких кружках и менять их по желанию.
3.19. Учитывая особенности и содержание работы, педагог по дополнительным
общеобразовательным программам может проводить занятия со всеми детьми по группам или
индивидуально.
3.20. При проведении занятий необходимо соблюдать правила охраны труда, пожарной
безопасности, санитарно-гигиенические требования, своевременно проводить с
воспитанниками инструктаж по охране труда и безопасности жизнедеятельности.
3.21. Педагоги работают в тесном контакте с родителями воспитанников и проводят:
•
родительские собрания;
•
социальные опросы;
•
анкетирование родителей;
•
открытые занятия.
3.22. Вопросы, касающиеся деятельности по дополнительному образованию детей,
выполнения программы дополнительного образования обсуждаются на Педагогическом
совете, а также на родительских собраниях.
4. Порядок приема на обучение по дополнительным образовательным
программам
4.1. На дополнительные образовательные услуги зачисляются воспитанники с 2 до 7
лет.
4.2. Воспитанникам может быть отказано в приеме на дополнительные
образовательные услуги по дополнительным общеобразовательным программам только по
причине противопоказаний по состоянию здоровья.
4.3. Прием на дополнительные образовательные услуги по дополнительным
общеобразовательным программам осуществляется без процедур отбора.
4.4. В целях наиболее полного удовлетворения потребностей воспитанников в ДОУ
предусмотрен механизм выявления склонностей детей, не противоречащий действующему
законодательству Российской Федерации.
4.5. С целью проведения организованного приема на дополнительные образовательные
услуги по дополнительным общеобразовательным программам ДОУ размещает на
информационном стенде, на официальном сайте информацию о кружках, секциях, студиях,
работающих в текущем учебном году.
4.6. Зачисление по дополнительным общеобразовательным программам оформляется
приказом в течение учебного года.
4.7. Зачисление на обучение по дополнительным программам осуществляется на
основании заявление от родителей (законных представителей).
4.7.1 Заявление может быт подано в бумажном и электронном виде через ЕПГУ (сайт
госуслуги) или региональный Навигатор (https//ndo.edu-74.ru/)
4.7.2. Для зачисления в кружки физкультурной направленности необходима
медицинская справка об отсутствии противопоказаний.
4.7.3. При зачислении воспитанника на обучение по дополнительным
общеобразовательным программам с родителями (законными представителями) заключается
договор на оказание платных образовательных услуг.
5. Требования к структуре дополнительных общеобразовательных программ
5.1. Требования к структуре дополнительных общеобразовательных
программы регламентируется Положение о дополнительных общеобразовательных
программах МБДОУ.
6. Права и обязанности педагога дополнительного образования
6.1. Педагог дополнительного образования в ДОУ обязан:
•
разрабатывать рабочую программу;
•
вести табель и учет посещаемости воспитанников;
•
проводить мониторинг освоения рабочей программы воспитанниками
дошкольного образовательного учреждения;
•
взаимодействовать в работе с воспитателями, специалистами и родителями
(законными представителями) ребенка;
•
осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики выбранного вида
деятельности;
•
предоставлять ежегодные отчеты о результатах освоения рабочей программы по
своему направлению, об используемых методах, приемах обучения и воспитания,
образовательных технологиях (в форме презентаций, концертов, выставок, открытых
мероприятий и др.).
•
2205
Источник: https ://ohrana- tryda.com/no de/2205node/
соблюдать права и свободу воспитанников ДОУ, содержащиеся в Федеральном
Законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка.
•
обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников, выполнять правила и
нормы охраны труда, пожарной безопасности.
6.2. Имеет право:
•
осуществлять отбор воспитанников для дополнительной деятельности;
•
вносить коррективы в программу дополнительного образования;
6.3. Работу по программам дополнительного образования педагоги строят в
соответствии со следующими дидактическими принципами:
•
создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя
комфортно, раскрепощено;
•
целостный подход к решению педагогических задач:
•
обогащение воспитанников ДОУ эмоциональными впечатлениями через
игровую деятельность, рисунок, пение, слушание музыки, двигательную и театрализованную
деятельность;
•
претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой
деятельности;
•
положительная оценка деятельности детей дошкольного образовательного
учреждения.
6.4. Основными направлениями деятельности дополнительного образования являются:
•
организация образовательной деятельности по программам дополнительно
образования в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями
воспитанников ДОУ, с их интересами и способностями и с учётом недостатков в развитии
речи;
•
диагностика уровня развития способностей детей и освоения программ
дополнительного образования.
7. Контроль
7.1. Контроль осуществления дополнительного образования в ДОУ выполняется
заведующим дошкольным образовательным учреждением или куратором.
7.2. Контроль над деятельностью кружков и секций содержит:
•
соблюдение законодательной базы;
•
порядок документального оформления;
•
анализ и экспертную оценку эффективности результатов деятельности
руководителей кружков и секций, разработка предложений по распространению
положительного опыта и устранению негативных тенденций;
•
анализ реализации приказов и распоряжений по дополнительному образованию
дошкольников
•
http://ohrana-tryda.com/node/2205
оказание методической помощи руководителям кружков секций в процессе
контроля.
8. Документация и отчетность
8.1. Руководители кружков ведут следующую документацию:
•
программы, перспективные планы работы;
•
списки воспитанников;
•
журнал учета посещаемости;
8.2. Руководители кружков представляют:
•
презентации;
организуют выставки работ, праздники, представления, соревнования,
•
организуют творческие отчеты перед родителями (законными представителями)
воспитанников;
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о дополнительном образовании является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1 настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.